С середины XX века и по сей день ни один запуск с космической площадки в Казахстане не обходится без специалистов ЮФУ.
Покорение космоса было одной из главных целей не только всех советских мальчишек, но и руководства СССР. А так как исследовать неизведанное требовалось раньше заокеанских коллег, в середине XX века было принято решение о строительстве для этого первой масштабной площадки.
Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан, Астраханская область, но выбор пал на Кызылординскую область в Казахской ССР. Именно туда 12 января 1955 года на разъезд Тюра-Там прибыло первое подразделение военных строителей для подготовки мест дислокации и разворачивания строительно-монтажной инфраструктуры. При этом официальным днём рождения космодрома Байконур считают 2 июня 1955 года, когда директивой генерального штаба была утверждена структура пятого научно-исследовательского испытательного полигона.
В 1956 году десять молодых инженеров из первого выпуска Таганрогского радиотехнического института (сейчас – Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета) были привлечены легендарным конструктором Сергеем Королёвым к работам над космической программой СССР. В мае 1957 года Байконур был введён в эксплуатацию, а уже в октябре Советский Союз запустил оттуда на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Работа с Королёвым во многом предопределила будущее выпускников ЮФУ. Владимир Караштин впоследствии стал заместителем генерального конструктора РКК «Энергия». Владимир Шевелев был одним из создателей системы управления космического аппарата «Луна-2». Юрий Карпов внёс весомый вклад в разработку систем управления бортовой аппаратурой, принимал участие в техническом обеспечении первого полёта Юрия Гагарина.
Позже сотрудники и выпускники «радика» ещё не раз участвовали в космических программах СССР, отправлялись на Байконур по распределению после военно-морской кафедры ТРТИ или волею судьбы в рамках военной службы.
«Все 15 радиоинженеров моего выпуска получили назначение на Байконур. Моей задачей как начальника телеметрической станции измерительного комплекса был контроль работы основных систем ракет-носителей и космических аппаратов на активном участке выведения в режиме реального времени. В общей сложности я принял участие в 1500 запусков: и ракеты-носителя «Протон», и космических кораблей «Союз», «Восток».
За долгие годы работы удалось не только приобрести неоценимый опыт, но и лично пообщаться с легендарными космонавтами Алексеем Леоновым, Германом Титовым, Валерием Быковским, Павлом Поповичем, иностранными космонавтами, отправлявшимися с Байконура в космос при выполнении совместных проектов», – поделился выпускник ИТА ЮФУ 1973 года, подполковник в отставке Александр Сергиенко.
Довелось Александру Викторовичу быть причастным и к запуску «Бурана», который произвёл фурор во всём мире. Приземлившийся в автоматическом режиме «челнок» остановился буквально в метре от контрольной черты на посадочной полосе аэродрома «Юбилейный» Байконура. Отставной офицер до сих пор с сожалением говорит о закрытии программы, ведь её осуществление давало СССР огромное преимущество в космосе на долгие годы.
Сейчас Александр Сергиенко трудится в Южном федеральном университете в качестве сотрудника научно-образовательного центра «Политехнический музей ЮФУ». Помимо восстановления экспозиции раритетной радиоаппаратуры и исторических стендов, посвящённых знаменитым учёным вуза, А.В. Сергиенко бережно собирает всё, связанное с космосом. Здесь гости музея смогут найти книги о Байконуре, музыкальные пластинки, записанные на космодроме, сборники стихов байконурских поэтов, увидеть ордена и личные вещи советских космонавтов. Регулярно 12 апреля в Политехническом музее проводятся встречи с «байконурцами», живущими в Таганроге.
В конце 1960-х годов космическая отрасль остро нуждалась в новых разработках в части элементной базы и приборостроения. Отраслевые конструкторские бюро были загружены заказами, и потребовались динамичные организации, имеющие собственную конструкторско-производственную базу. Одной из первых таких организаций стало КБ-1 ТРТИ (впоследствии Научно-конструкторское бюро моделирующих и управляющих систем ЮФУ). Свой стартовый «космический» заказ «МИУС» получил от Особого конструкторского бюро Московского энергетического института (ОКБ МЭИ). Необходимо было разработать гибридно-плёночные микросхемы частного применения «Луна» для съёма медико-биологической информации с космонавтов и организовать изготовление этих микросхем мелкими сериями на своей производственной базе.
В 1970-е годы НКБ «МИУС» производило разработку бортовых цифровых вычислительных устройств, которые предназначались для управления и контроля состояния систем энергетического обеспечения спутников, для мягкой посадки космических объектов и решения других задач. Совместно с ОКБ МЭИ на аппаратуре «МИУС» велось компьютерное моделирование алгоритмов управления космическими аппаратами в процессе их сближения.
«На рубеже веков не прекращались работы по проектированию и изготовлению аппаратуры для штатных образцов, автоматизированных испытательных систем, предназначенных для заводского и предстартового контроля орбитальных кораблей. В соответствии с российской коммерческой программой «Ямал» в НКБ «МИУС» выполнены работы по созданию четырёх комплексов дистанционного контроля, управления и связи, использованных для предстартового контроля космических аппаратов «Ямал 100» и «Ямал 200». Это оборудование было использовано и при запуске 12 июля 2000 года с космодрома Байконур служебного модуля «Звезда», предназначенного для Международной космической станции», – отметил директор Научно-конструкторского бюро моделирующих и управляющих систем ЮФУ Олег Спиридонов.
В начале века в НКБ «МИУС» выполнена большая работа по созданию автоматизированных испытательных систем (АИС) для замены легендарных, но устаревших испытательных комплексов 11Н6110 на космодроме Байконур, обеспечивающих старт орбитальных кораблей «Прогресс» и «Союз», используемых для транспортирования грузов и космонавтов на МКС. В это же время были созданы АИС и для обеспечения запусков малого исследовательского модуля (МИМ 1) и многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) для международной космической станции, а также космических аппаратов «Estar», «Ангосат» и «Egyptsat-A» в рамках международных программ.
Сейчас в Южном федеральном университете начинается разработка с дальнейшим изготовлением аппаратуры для АИС, предназначенных для обеспечения стартов с космодрома Байконур модернизированного транспортного орбитального корабля «Прогресс М», планируемого к использованию для транспортирования грузов на создаваемую Российскую орбитальную станцию. Также ведутся работы по созданию АИС, предназначенных для обеспечения стартов перспективного пилотируемого транспортного корабля «Орёл» и модулей Российской орбитальной станции, но эти АИС, возможно, будут разворачиваться на космодроме «Восточный».