Южный федеральный университет
Сегодня: 22-07-2018.

ВПЕРЕД! БЕЗ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ!

Этот девиз экипажей советских Луноходов стал слоганом мероприятия «Фестиваль космических технологий», организатором которого выступил ИРТСУ. Мероприятие прошло 28 апреля на базе ИТА ЮФУ. Участниками события стали выпускники школ города, учителя, дети и их родители.
Школьников ожидала насыщенная программа, которая включала познавательные лекции, шоу молекулярной космической кухни, интерактивные выставочные модули, представление роботов, космическая викторина с розыгрышем призов и многое другое.

С приветственным словом выступил и.о. директора ИРТСУ Антон Болдырев, который ознакомил слушателей с целью и задачами мероприятия.
Направления подготовки Института радиотехнических систем и управления являются самыми востребованными на сегодняшний день, входят в перечень «профессий будущего». Большинство из них напрямую связаны с космическими системами и технологиями. Многие выпускники института работают в космической отрасли, а первые 4 выпускника участвовали в команде Сергея Королева: запускали Юрия Гагарина в космос! В состав института входит Научно-конструкторское бюро МИУС, где студенты еще во время обучения могут проходить практику, работать над реальными проектами, как полноценные сотрудники. До сих пор ни один запуск ракет с космодрома Байконур не проходил без участия наших специалистов.

Следующим спикером стал доктор физико-математических наук, профессор кафедры ТОР и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, действительный член Международной Академии Информатизации Владимир Рыжов. Лектор ознакомил слушателей с творческой стороной инженерной деятельности.

Главным гостем мероприятия стал водитель «Лунохода-1» и «Лунохода-2», генерал-майор Вячеслав Довгань.
Во время лекции «Кто управляет луноходом?» профессор рассказал о советских разработках, связанных с исследованием Луны, а также подробностях запуска и посадки первого лунного самоходного аппарата, который был предназначен для изучения особенностей поверхности спутника Земли. Программа подготовки экипажей и рабочие места были такими же, как у космонавтов, физиологические данные снимались непрерывно с помощью датчиков. Гости узнали, что управление осуществлялось дистанционно, сигнал от Лунохода приходил с запаздыванием в 20 секунд. За это время аппарат проезжал по поверхности Луны почти 7 метров. В этом и состояла основная сложность его управления. Водителям приходилось заранее предугадывать траекторию движения аппарата, чтобы он не свалился в кратер или не наехал на камень, которых на поверхности Луны множество. Сам штурвал был очень похож на современные джойстики для компьютерных игр.
Кроме того, присутствующие узнали интересный факт: в честь празднования дня 8 марта мужской состав экипажа сделал подарок женской половине в виде «восьмерки», нарисованной Луноходом прямо на лунной поверхности.

По окончании лекции заслуженный испытатель космической техники вручил памятные подарки институту: сборник научных трудов «Актуальные вопросы проектирования космических систем и комплексов», уникальные карты с изображением районов посадки АМС «Луна-21» и «Луна-17» и маршрутов «Лунохода-1», «Лунохода-2», с изображением первого перекрёстка на Луне и памятным автографом первого водителя Луноходов.

Стоит отметить, что кратеры на картах названы именами членов экипажа, которых было 11 человек!

В заключении и.о. директора ИРТСУ Антон Болдырев отметил, что наша страна создала электромобиль, причем полноприводный, который питался от аккумуляторов, подзаряжаемых солнечными батареями. Аппарат имел набор датчиков и внешних камер, как на дорогих электромобилях Тесла, а также полноценную навигацию. Управление осуществлялось дистанционно, на расстоянии около 350 000 км. Невероятно, но было это в 1970 году!

Благодарим за помощь в проведении мероприятия нашего традиционного спонсора кинотеатр «Чарли».